Ханс Тальхоффер (нем. Hans Talhoffer) (~ 1420—1460) — немецкий мастер фехтования XV века. (нем. Fechtmeister), служивший «мастером оружия» при швабском рыцаре Лойтольде фон Кёнигзегге, вассале графа Эберардта Бородатого из Вюртемберга в южной Германии. Автор, по крайней мере, шести трактатов по фехтованию, в которых рассматривались различные методы боя с оружием, рукопашного и верхового. Продолжатель традиции великого Иоганна Лихтенауэра.
Был хорошо образован и, в лучших традициях Возрождения, интересовался астрономией, ономастикой, математикой и военным искусством.
В трудах Тальхоффера рассмотрена работа с такими предметами вооружения, как меч, кинжал, древковое оружие, палица, щиты...Европейская техника боя основывалась на активном маневрировании и принципе одновременности: каждая атака содержала защиту и каждая защита содержала контратаку.
Первые документальные свидетельства о мастере относятся к 1433 году, когда Тальхоффер находился на службе у архиепископа Зальцбургского. В 1443 году он пишет свой первый манускрипт на тему фехтования — MS.Chart.A.558, в котором почти полностью отсутствует текст. По-видимому, он был призван помогать при обучении. В это время Тальхоффер служит многим влиятельным клиентам, среди которых и королевский род южной Германии.
В середине 1450-х Тальхоффер работает в Цюрихе, обучая там боевому искусству. Там же выходит третья редакция его рукописи, значительная расширенная MS.78.A.15. Его последний, самый объемный трактат появился в 1467 году и был посвящен другому знатному клиенту, Эберхарду I Вюртембергскому.
Лев на гербе Тальхоффера дает основание предполагать, что он был членом или даже основателем Гильдии св. Марка. Однако первые сведения о деятельности этой гильдии датированы лишь 1474 годом.
Сохранились следующие трактаты Тальхоффера.
(1) MS Chart. A 558, Гота, 151 лист, 178 рисунков, 41 страница текста, 1443.
(2) HS XIX. 17-3, Кёнигзегг, 73 листа, 1450-е.
(3) P 5342 B (Cod. Nr. 55 Ambras). Список трактата (2).
(4) 78 A 15, Берлин, 77 листов, не позднее 1459.
(5) Thott 290 2, Королевская библиотека, Копенгаген, Hans Talhoffers Alte Armatur und Ringkunst, 150 листов, 1459.
(6) Cod. icon. 394, 137 листов, 1467.
(7) Cod. Vindob. Ser. Nov. 2978 276 листов, список трактата (6) XVI века.
Был хорошо образован и, в лучших традициях Возрождения, интересовался астрономией, ономастикой, математикой и военным искусством.
В трудах Тальхоффера рассмотрена работа с такими предметами вооружения, как меч, кинжал, древковое оружие, палица, щиты...Европейская техника боя основывалась на активном маневрировании и принципе одновременности: каждая атака содержала защиту и каждая защита содержала контратаку.
Первые документальные свидетельства о мастере относятся к 1433 году, когда Тальхоффер находился на службе у архиепископа Зальцбургского. В 1443 году он пишет свой первый манускрипт на тему фехтования — MS.Chart.A.558, в котором почти полностью отсутствует текст. По-видимому, он был призван помогать при обучении. В это время Тальхоффер служит многим влиятельным клиентам, среди которых и королевский род южной Германии.
В середине 1450-х Тальхоффер работает в Цюрихе, обучая там боевому искусству. Там же выходит третья редакция его рукописи, значительная расширенная MS.78.A.15. Его последний, самый объемный трактат появился в 1467 году и был посвящен другому знатному клиенту, Эберхарду I Вюртембергскому.
Лев на гербе Тальхоффера дает основание предполагать, что он был членом или даже основателем Гильдии св. Марка. Однако первые сведения о деятельности этой гильдии датированы лишь 1474 годом.
Сохранились следующие трактаты Тальхоффера.
(1) MS Chart. A 558, Гота, 151 лист, 178 рисунков, 41 страница текста, 1443.
(2) HS XIX. 17-3, Кёнигзегг, 73 листа, 1450-е.
(3) P 5342 B (Cod. Nr. 55 Ambras). Список трактата (2).
(4) 78 A 15, Берлин, 77 листов, не позднее 1459.
(5) Thott 290 2, Королевская библиотека, Копенгаген, Hans Talhoffers Alte Armatur und Ringkunst, 150 листов, 1459.
(6) Cod. icon. 394, 137 листов, 1467.
(7) Cod. Vindob. Ser. Nov. 2978 276 листов, список трактата (6) XVI века.
The Longsword of Johannes Liechtenauer, Part I
Год выпуска: 2005
Вид спорта: историческое фехтование
Участники: Hans Heim, Alex Kiermeyer
Продолжительность: 96 мин
Комментарий: Профессиональный (одноголосый)
Язык комментариев: Английский
Описание: The Longsword of Johannes Liechtenauer, Part I
Данное видео посвящено немецкой школе владения длинным мечом. Видео снято одной из наиболее авторитетных и уважаемых в Германии групп исторического фехтования The Ochs (www.schwertkampf-ochs.de/willkommen.html). Основу фильма составляет детальный анализ техники фехтования, описанной знаменитым немецким мастером фехтования 14 века Johannes Liechtenauer.
Показана как база (рубящие и колющие удары, использование гарды, перемещения и т.п.), так и различные тренировочные упражнения.
Видео снято очень качественно (с привлечением профессиональной студии Agilitas.Tv). Видеоряд использует визуальные эффекты, облегчающие понимание (вроде выводимой на экран диаграммы основных ударов, на которой зажигается направление, соответствующее демонстрируемому удару).
На мой взгляд, видео будет интересно не только тем, кто изучает европейское историческое фехтование. Ряд техник довольно легко могут быть применены с длинной палкой, а поклонники кендо могут для себя почерпнуть несколько довольно неожиданных и эффективных контр-приемов.
Немецкий мастер фехтования XIII-XIV веков Иоганн Лихтенауер (Johannes Liechtenauer) родился, скорее всего, в середине XIII века в местечке Лихтенау, в Средней Франконии.
О его жизни и наследии мы можем узнать лишь из косвенных источников, рукописей его учеников и последователей. Единственное свидетельство о его жизни присутствует в анонимной Нюрнбергской рукописи GNM 3227a, которую приписывают Ханко Дёбрингеру. В частности, там написано, что «мастер Лихтенауэр изучал и совершенствовал Искусство полным и верным образом, но не он изобрел и свел воедино это Искусство, как сказано ранее. Он же странствовал и обыскивал многие земли с желанием обучиться и овладеть этим праведным и истинным Искусством».
Многие мастера фехтования следующих веков называли Лихтенауэра гроссмейстером (нем. Hochmeister) этого искусства. В своих трудах такие мастера, как Зигмунд Шининг айн Рингек (Sigmung Schining ein Ringeck), Петер фон Данциг (Peter von Danzig) и Юд Лев (Jud Lew) комментировали и толковали секреты Лихтенауэра.
Влияние Лихтенуэра на немецкую фехтовальную традицию невозможно переоценить. Во введении к рукописи Пауля Каля имеется список из 18 мастеров, объединенных в «Общество Лихтенауэра» (Gesellschaft Liechtenauers). Все они так или иначе развивали его идеи и принципы. Доподлинно не известно, было ли это общество формальной организацией, но считается, что все эти мастера фехтования были в свое время учениками и последователями гроссмейстера. Они заложили основу не только германской школы меча, но и для всей центральной и восточной Европы.
Основным оружием школы Лихтенауэра был длинный меч двуручного хвата, но есть указания и по технике работы кинжалом, тесаком с баклером и без, посохом, алебардой, в доспехах и даже верхом.
История немецкой фехтовальной школы простирается примерно на 250 лет, с 1350 до 1600, и включает в себя 8-10 поколений мастеров. Расцвет пришелся на середину XV века и связан с членами «Общества Лихтенауэра» Петером фон Данцигем, Зигмундом Рингеком и Паулем Калем. Современник Каля, Ганс Тальхоффер, был, вероятно, основателем «Братства св. Марка» (Marxbruder), которые владели монополией на обучение фехтованию с 1487 до 1570 годов.
Последними светилами немецкой фехтовальной традиции стали Йоахим Майер и Якоб Зутор. Затем, в XVII веке, им на смену пришла итальянская рапира, и фехтование на длинных мечах вышло из моды.
Работы, в которых цитируется Иоганн Лихтенауэр:
Codex Doebringer (1389);
Talhoffer Fechtbuch (1443);
Codex Speyer (1491);
Kunst zu Augspurg (1522);
Hutter/Sollingen Fechtbuch (1523/1564);
Ueber die Kampfkunst und den Ringkampf (1533);
Hans Medel Fechtbuch (1536);
Rast Fechtbuch (1553);
Der Altenn Fechter anfengliche kunst (1556);
Fechtbuch zu Ross und zu Fuss (1570-71);
Kunst zu Fechten vonn David Lienhartt Sollingen (1588).
Любопытствовать
4 стойка
5-я стойка – в I.33 про гравюру 1 сказано, что эта стойка посвящена правой стороне, а иллюстрация этой стойки дана на гравюре 2. Это открытая поза, единственная, показанная в I.33, в отличие от учебника Тальхоффера, который наполнен открытыми стойками с баклером. Баклер держится прямо перед телом на вытянутой руке и смотрит вперед или налево. Меч держится низко, рядом или слегка позади правой ноги, а правая рука прямая или слегка согнута. Меч направлен острием назад и под углом вниз, лезвие смотрит вниз. Стойка похожа на Лихтенауэрскую Nebenhut (ближняя защита) с длинным мечом, который держится справа. Это та же стойка, что у Ахилле Мароццо под названием «Long Tail» (длинный хвост) или Coda longa e distes. Тальхоффер показывает нам другой вид этойстойки, где острие меча направлено вперед, а не назад, как в I.33, хотя он и обозначает ее как одну из двух открытых позиций своего манускрипта 1467 года, не используя при этом название Nebenhut. Тем не менее, я обозначил несколько изображений его защитных стоек конкретными названиями ради сравнения с I.33. У Мароццо тоже показывается эта разновидность «Длинного хвоста», где меч направляется вперед, а не назад и называется Coda longa e larga. И Codalongaelarga и Codalongaedistesa допускают впереди как правую, так и левую ногу.
5 стойка
Nebenhut
Coda longa e distesa
6-я стойка – в I.33 на гравюре 1 говорится, что 6-я стойка посвящена груди, а иллюстрация этой стойки дана на гравюре 2. Эта стойка отличается от пяти первых, но похожа на 7-ю стойку или langort[17], так как меч указывает вперед, а не назад. Баклер держится на вытянутой руке и смотрит вперед. Правая рука согнута в локте, который направлен назад, а меч, указывающий вперед, находится в горизонтальном положении. Кулак правой руки располагается на уровне правой грудной мышцы, а лезвие меча смотрит вниз. В этой стойке наиболее естественна левая нога впереди, хотя на иллюстрации в I.33 впереди расположена, скорее всего, правая, исходя из очертаний спины и того, как повернуты бедра. Эта стойка наиболее похожая в I.33 на немецкую стойку Ochs или «Ox» (бык), но в последней меч держится гораздо выше. Кроме того, она имеет сильное сходство с Болоньезской[18] стойкой Cinghiale или «Wild Boar» (дикий кабан), с оговоркой о том, что в 6-й меч держится у груди, тогда как в «Кабане» он расположен у бедра.
6 стойка
Ochs
Langort (7-я стойка или Длинное острие) – в I.33 на гравюре 1 говорится, что последняя стойка это Langort, а иллюстрация этой стойки дана на гравюре 2. В этой стойке меч также направлен вперед. Но существует несколько вариантов этой стойки. Есть обычная Langort, «средняя» или «вытянутая» Langort, «верхняя» Langort, и, наконец, особая стойка Священника, также известная как Langort.
В обычной Langort, показанной на гравюре 2, левая рука прямая и направлена вниз под углом 45 градусов к земле, баклер смотрит наружу (налево). Правая рука прямая и тоже направлена вниз под углом 45 градусов к земле, меч же направлен в землю и образует с правой рукой прямую линию, а его лезвие смотрит вниз.
В «средней» или «вытянутой» Langort обе руки вытянуты горизонтально на уровне плеч. Баклер может располагаться с любой стороны от правой руки, в зависимости от того с какой стороны наиболее вероятна угроза удара. Впереди может быть любая нога, но в варианте, показанном ниже, впереди левая. Стойка хороша для завершения колющего удара.
В «верхней» Langort обе руки вытянуты вперед подобно тому, как в «вытянутой» Langort, но кисти рук подняты выше плеч, так что руки и острие меча указывают под углом вверх. Баклер держится слева от правой руки и у фигуры, показанной внизу, правая нога впереди.
«Особая Langort священника» похожа на 1-ю стойку («под рукой»). В ней меч держится на левой стороне, но не под мышкой, острие меча направлено под углом вниз. Особая Langort похожа на Weschel или «сменную» стойку из Лихтенауэрской немецкой традиции владения длинным мечом, которая является конечной позицией после проведения zornhaw (удар гнева). Меч в особой Langortможно держать также в схожей манере с тем, как он держится на первом изображении в главе про немецкую рапиру Иоахима Мейера от 1570 года.
Langort
Средняя Langort
Верхняя Langort
Особая Langort
Вальпургиева стойка – эта стойка не относится к одной из главных семи стоек. И все же, она представляется разновидностью 2-й стойки. Она исполняется с левой ногой впереди, правая рука находится ниже, чем во 2-й стойке, а меч держится справа острием вертикально вверх, баклер же держится ближе к телу и смотрит вправо. Она также схожа с разновидностью Лихтенауэрской VomTag, где меч держится ниже, у правого плеча, а не над ним, как во 2-й стойке Манускрипта.
Vidilpoge
Schrankhut
Obssesio или контр-стойки – это стойки противодействующие стойкам, показанным выше. Они используются как противоположные позиции для парирования и пробивания защитной стойки оппонента. Они являются лучшим способом, чтобы атаковать определенную стойку, а их применение показано на протяжении всех пьес I.33. Довольно интересно, что базовые стойки также могут стать контр-стойками, например 1-ю стойку можно противопоставить 1-й стойке. Контр-стойки следующие:
Halpschilt (полущит – 1-я контр-стойка или смещение) – в этой obssesio обе руки вытянуты вперед, слегка согнуты, а кисти располагаются лишь слегка ниже, чем плечи, примерно на высоте верхней грудной мышцы. Баклер смотрит наружу (налево), а руки располагаются очень близко друг к другу так, что баклер может прикрывать правую руку. Рука с баклером может оставаться слева или может пересекать правую руку над или под запястьем, направляя баклер внутрь (направо). Впереди может быть как левая, так и правая нога, но наиболее используемая и естественная позиция с левой ногой впереди, особенно против 1-й стойки, так как есть возможность защитить правую половину тела, сделав приставной шаг вперед или назад. Эта контр-стойка с Лихтенауэрской защитной стойкой Pflug[19], а ее разновидности можно увидеть в работах Тальхоффера, Вильхельма и Мейера.
Halpschilt
Pflug
Langort (длинное острие) – смотреть выше. Langort часто можно увидеть и в качестве контр-стойки и в качестве защитной стойки. Обычную Langort как правило имеют ввиду, говоря о 7-й стойке, в то время как остальные ее разновидности – контр-стойки. Несмотря на это, и обычная Langort также используется как контр-стойка (Смотреть Langort после раздела защитных стоек). Обычная Langort схожа с немецкой стойкой, известной как Alber[20].
Langort
Alber
Krucre
Schranckhut
Schutzin (заслон, прикрытие) – это не столько защитная стойка, сколько стойка для передвижения. Встать в эту временную стойку можно либо из Langort, подняв руки выше либо из 2-й стойки, нанеся рубящий удар. В этой стойке обе руки вытянуты так, будто посреди нанесения удара сверху, но правая рука пересекает левую сверху так, что баклер располагается справа и смотрит вправо. Правая нога впереди (вероятнее всего, в результате быстрого шага). В I.33 говорится, что каждая защитная стойка содержит в себе прикрытие. Интересно также, что эта стойка похожа на разновидность Zweien Schilten (двухсторонние щиты) Андреса Лигнитцера, а также может быть формой стойки Ochs(бык), схожей с «верхней» стойкой в Лихтенауэрской традиции работы с длинным мечом.
Так как многие иллюстрации из Манускрипта и других учебников показывают технические приемы в действии, хорошей идеей будет показать некоторые общие, характерные для I.33 атаки в целях сравнения.
Schiltslach (удар щитом) – один из главных ударов, характерных для I.33. Его обычно наносят после баинда[21] и он применяется на протяжении всего манускрипта. Для его совершения надо выйти из баинда и толкнуть или ударить баклером по рукам оппонента, чтобы «связать» его дальнейшие действия, а затем нанести завершающий удар мечом. Этот удар может быть прямым и обратным[22], а также наноситься может сверху или снизу. В I.33 особых указаний не дается по поводу его нанесения, но на иллюстрации мы можем видеть либо прямой удар снизу в голову Священнику или обратный удар сверху. Он также иллюстрируется в некоторых других немецких манускриптах, но не обозначается как «удар щитом».
Stichslach (колющий удар) – другая, распространенная в I.33 атака. Она часто выполняется как переход из стойки «полущит» (Halpschilt) в стойку «длинное острие» (Langort) с шагом к противнику. Это укол, комбинированный с ударом щитом. Стоит отметить, что прием Stichslach это не одно и то же, что stich (укол), который также является распространенным в I.33 видом атаки.
urchtritt (проход) – еще один вид атаки в I.33. О нем говорится на гравюре 17. При проведении данной атаки, прежде всего, надо продавить меч противника вниз и «пройти», нанеся затем удар справа или слева. Наверху гравюры 18 нам показывается конечный результат, который видится как удар по рукам Священнику. Этот вид атаки схож с немецким приемом Durchlauffen (пробег), в котором происходит приближение вплотную к оппоненту пока его руки подняты (как показано внизу гравюры 17), проходя под его руками. Если его руки находятся низко, их следует захватить, как это показано в следующем виде атаки.
Захват оппонента – из баинда, если руки оппонента находятся низко, можно провести захват, обхватив их правой или левой рукой. Вот два хороших примера из I.33. Надо быть аккуратным, так как после захвата вами оппонента (или вас им) может произойти рукопашная, в итоге которой вы можете остаться безоружным, в то время как оппонент все равно может остаться при оружии.
[1] Книга по фехтованию крепости.
[2] The Association for Renaissance Martial Arts (Ассоциация боевых искусств эпохи Возрождения)
[4] Или «бой в отрыве», как мы встретим позднее.
[5] Или безотрывный бой.
[6] Йорг Вильгельм (Jörg Wilhalm) – немецкий мастер по фехтованию 1-й пол. XVI века.
[7] Вероятно, имеется ввиду Codex Vindobonensis B 11093, анонимная книга по фехтованию, датируемая серединой XV века.
Codex Vindobonensis B 11093The Codex Vindobonensis B 11093 is an anonymous fechtbuch of 46 pages of drawn illustrations only, with no text, dating to the mid 15th century, probably created in southern Germany. It has been grouped together with the "Gladiatoria" fechtbuch, forming a "Gladiatoria group" outside the mainstream...
[8] Паулюс Хектор Майер (Paulus Hector Mair) (1517 - 1579) – мастер фехтования и коллекционер книг по фехтованию.
[9] Ханс Тальхоффер (Hans Talhoffer) – немецкий мастер фехтования XV века.
[10] Паулюс Каль (Paulus Kal) – снова немецкий мастер фехтования XV века.
[11] Андрес Лигнитцер (Andres Lignitzer) – немецкий мастер фехтования конца XIV – начала XV века.
[12] Зигмунд Рингек (Sigmund Ringeck) – мастер по фехтованию XV века. Германия.
[13] Ахилле Мароццо (Achille Marozzo) – итальянский мастер фехтования XVI века.
[14] Букв. пер. – с крыши. Из этой стойки наиболее часты удары сверху.
[15] Иоахим Мейер (Joachim Meyer) – немецкий мастер-самоучка по фехтованию XVI века.
[16] Букв. пер. – удар гнева.
[17] Букв. пер. – длинное острие.
[18] Вероятно имеется ввиду итальянская анонимная книга по фехтованию начала XVI века Anonimo Bolognese M-345/6 или учебник Ахилле Мароццо.
[19] Букв. пер. – плуг.
[20] Букв. пер. – тополь.
[21] От англ. bind (связывать, связывание) – позиция противников, при которой клинки их мечей скрещиваются. Обычно является предатаковой позицией.
[22] Имеется ввиду удары обоюдоострым мечом разными лезвиям.[/MORE]
URL записи
URL записи